Слабовидящим

В   этом возрасте ребенка начинают интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

 Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте для ребенка его сверстник становится более значим, и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающая потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью  словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

             Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 –ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

 

Педагог-психолог МАДОУ «Ромашка» Эльмира Рафаиловна Кожевникова

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники. (Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление)

Намного легче преодолеть эту трудность детям, посещающим МДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся мыслить, говорить, доказывать. 

С чего начать подготовку к школе?

Кстати, нужно сразу же отметить, что агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению.

А вот агрессивность – это устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий, направленных на другого. Это уже то, что не стоит взращивать в детях. Итак, ребенок агрессивен. А что могло послужить причиной этому? Давно доказан психологами эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним. Т.е. повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение.

Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин. Еще одна частая причина агрессивности – индивидуальные особенности ребенка.

 Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви. Много всего? Да. Но с большой уверенностью психологи утверждают, что решающее значение в становлении агрессивности как устойчивой черты личности ребенка играет семейная среда и воспитание.

Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен:

«Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным мо­ментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический про­цесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семи­звездием симптомов».

Симптомы кризиса 3 лет

  • Ярко выраженный негативизм (стремление делать все на­оборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному: «Нет, оно чер­ное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку).
  • Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
  • Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
  • Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
  • Остальные три симптома встречаются реже:
  • Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
  • Обесценивание ребенком личности близких (говорит бран­ные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказы­вается в них играть).

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Как вести себя родителям в период кризиса

Игры, в которые можно поиграть по дороге в детский сад и дома:

Слова – это распространенная игра, в которую многие любят играть. Называете поочередно слова на определенную букву и продолжаете до тех пор, пока у вас не закончатся варианты. Еще один вариант этой игры – называете слово, следующий участник игры должен назвать слово на ту букву, на которое оно закончилось.

Вопросы. Многие дети любят задавать вопросы. Поставьте ребенку условия, когда в игре нельзя говорить «Я не знаю», «Я не скажу». Пусть малыш задаст Вам вопрос, Вы на него ответьте, а потом задайте вопрос ребенку. Пусть кроха учится формулировать свои мысли, отвечать на вопросы и развивает речь.