Слабовидящим

Ознакомиться с результатами конкурса "Первые шаги в ТРИЗ"

 

Положение о проведении Межмуниципального дистанционного познавательно-творческого

конкурса "Первые шаги в ТРИЗ" среди дошкольных образовательных учреждений

 

Ознакомиться с положением (PDF)

 

Задания конкурса "Первые шаги в ТРИЗ"

 

Ознакомиться с заданиями (PDF)

 

 

 

   Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

   Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, важен личный пример родителей! Их бережное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и приумножает природные богатства, сколько вкладывает труда.

   В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Уважение детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде.

  Заинтересовывать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Ответственность — важное качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить зеленую травку, пшеничку, овес для домашнего питомца (хомяка, котенка, попугая). Посадить в горшок косточки фруктов и посмотрите, что получится, а весной пересадить саженец и ухаживать за ним. Ну, разве это не чудо.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интереса к природе, потребность постоянного общения с ней.

   Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют мысли и интересы малыша.

  Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание, которого связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок и родители могут эмоционально общаться – ухаживать, играть, разговаривать. Ребенок становится более общительным, подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

  Особое значение имеет художественно-творческая деятельность.

Организуя дома художественную мастерскую:

- лепка: из глины, пластилина, теста;

- аппликация, конструирование с применением круп, и природных материалов;

- рисование с помощью растительных элементов

   Способствует эмоциональному раскрытию ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, воспитывает уважение детей к природе. Творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры, эксперименты, прогулки, на чтение, творчество. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Подготовила педагог - организатор: И.Н.Бахбергенова

Что такое ТРИЗ?
Наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор которой Г.С. Альтшуллер. В центре ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых дети получают радость творческих открытий. Занятия проходят в форме диалогов, живого общения, дискуссий.

В результате:

  • у детей возникает положительное отношение к занятиям
  • возрастают познавательная активность и интерес
  • детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными
  • у детей расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, к фантазированию
  • речь становится более образной и логичной

Каждый день общаясь с ребёнком это - поиск. Например, ребенок Вам задал вопрос. Спросите его, а что он сам об этом думает. Предложите ему порассуждать. И наводящими вопросами подведите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева? Затем придя домой можно провести опыт с деревом: тонет или не тонет, горит или не горит, окрашивается или нет, нагревается или нет и др. Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества.

Значит, каждая беседа с ребенком - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? И др.

Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.Применим также прием эмпатии - пусть дети представят себе на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?»

А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь. Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже.

Помогая ребенку развивать способности сейчас, Вы делаете огромный вклад в его будущее!

 

Педагог – организатор: Лина Сергеевна Констанкевич